С 1 сентября 2013 года вступит в силу новая норма ГК РФ, устанавливающая общие правила о так называемых юридических сообщениях. Пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает общее правило о моменте возникновения гражданско-правовых последствий для лица в случае получения им юридически значимых сообщений. Такие последствия для субъектов гражданского права наступают с момента доставки соответствующего сообщения лицу или его представителю.
От частного к общему
Норма о юридических сообщениях является новеллой: впервые в ГК РФ закрепляется подобное общее правило. Отметим, что и сейчас российскому законодательству известны многочисленные случаи, когда права возникают, изменяются, прекращаются в связи с соответствующими заявлениями, уведомлениями, требованиями и другими юридически значимыми сообщениями.
Под юридически значимыми сообщениями согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ законодатель понимает заявления, уведомления, извещения, требования и т.д., с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица. Однако общего правила о том, когда лицо считается надлежащим образом уведомленным, а права — соответственно возникшими, закон не предусматривает. На практике это приводит к спору о моменте возникновения и изменения соответствующих прав у лица.
Отметим, что статья о юридически значимых сообщениях помещена в главу ГК РФ о сделках. Это, впрочем, не означает, что юридически значимые сообщения являются сделками. Такие сообщения могут быть связаны, например, с исполнением уже заключенных договоров (согласованием каких-то моментов по исполнению договоров), заключением новых договоров и т.д.
Например, п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматривает, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (ст. 310 ГК РФ), договор считается соответственно расторгнутым или измененным. О таком отказе управомоченная сторона должна сообщить своему контрагенту, и тогда договор будет считаться расторгнутым или измененным.
Стороны в договоре могут предусмотреть правила, согласно которым договор считается расторгнутым или измененным с момента направления об этом сообщения другой стороне. Однако такое сообщение по различным причинам может быть не доставлено адресату или он с ним ознакомится гораздо позже, чем оно будет доставлено.
В результате возникают многочисленные вопросы: а был ли расторгнут или изменен договор? В какой момент он признается расторгнутым или измененным? И вообще, можно ли соглашением определить, что договор расторгается или изменяется не с момента, когда контрагент узнал о реализации права на односторонний отказ от договора другой стороны (то есть получил и прочел соответствующее сообщение), а с момента направления сообщения об этом? Новые правила ГК РФ как раз и направлены на разрешение подобных споров.
Ах ты доля, моя доля
Извещения имеют юридическое значение при продаже доли в праве собственности постороннему лицу. Согласно п. 2 ст. 250 ГК РФ продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых он продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество — в течение 10 дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.
Таким образом, право продать свою долю постороннему лицу у сособственника появится по истечении месяца, а в праве собственности на движимое имущество — по истечении 10 дней со дня извещения о намерении продать долю остальных участников долевой собственности при условии, что они не воспользуются своим преимущественным правом. Днем извещения в этом случае будет день, в который сособственники получили указанное уведомление, а право на реализацию возникнет с истечением установленного законом срока.
В определенных случаях законодатель устанавливает специальные правила для юридически значимых сообщений. Однако зачастую могут возникать ситуации, когда законодатель не предусматривает специальных правил о моменте, когда лицо считается реализовавшим свое право на определенные действия, с которыми закон связывает возникновение или изменение прав у другого субъекта.
Доставили или не доставили?
По общему правилу, если закон, сделка или обычай не определяют момент, когда юридически значимое сообщение влечет соответствующие правовые последствия для другого лица, то он определен моментом доставки соответствующего сообщения адресату.
Важное значение имеет абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение лежит в почтовом ящике адресата, а он его намеренно не забирает; сообщение поступило в электронную почту, но не прочитано адресатом; адресат уклоняется от получения почтового сообщения и т.д.
Следует обратить внимание, что данное правило в проекте о внесении изменений в ГК РФ, принятом в первом чтении, выглядело следующим образом: «Сообщение считается доставленным и в том случае, когда оно было направлено, но не было фактически получено адресатом по обстоятельствам, зависящим от него».
Под это правило подпадает, например, и такой случай: адресат в договоре намеренно или случайно допускает ошибку в своем адресе, в связи с чем письмо возвращается отправителю. Представляется, что в этом случае недобросовестный адресат должен считаться получившим соответствующее уведомление, исходя из принципа добросовестности и новой редакции ст. 20 ГК РФ, вступившей в силу 1 марта 2013 года.
Мой адрес — не дом и не улица
Статья 20 ГК РФ предусматривает новые правила о месте жительства гражданина. Гражданин может сообщить кредиторам, а также иным лицам не только место, где он постоянно или преимущественно постоянно проживает, но и другое место своего жительства.
Например, у лица в собственности две квартиры или его фактическое место жительства отличается от места, где лицо зарегистрировано, в указанных и других случаях лица могут дать для целей направления им юридически значимых сообщений сведения об ином месте, чем место, где лица зарегистрированы. Впоследствии такое лицо не может ссылаться на то, что оно не получило соответствующие юридически значимые сообщения, если они были направлены по адресу, указанному таким лицом. Лицо будет считаться извещенным, уведомленным и т.п., и для него наступят соответствующие гражданско-правовые последствия.
В отношении юридического лица установлены специальные правила, определяющие его место нахождения, — место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Интересны правила, сформулированные в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении юридически значимых сообщений для юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 54 проектной редакции ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), поступивших по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия в указанном месте своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
Несмотря на то что данное правило является лишь проектной нормой ГК РФ, исходя из правил ст. 165.1 ГК РФ и принципа добросовестности при условии, что юридическое лицо не представит своему контрагенту актуальный адрес, это правило может быть применимо и с момента вступления в силу новой ст. 165.1 ГК РФ.
Момент истины
Согласно новым правилам права и обязанности возникнут, изменятся или прекратятся не только, когда юридически значимое сообщение получено непосредственно субъектом права или обязанности, но и его представителем. Те же самые особенности в отношении того, когда адресат считается уведомленным, действуют и в отношении представителя.
Очень важно, что п. 1 ст. 165.1 ГК РФ носит диспозитивный характер, и правила, связывающие момент наступления гражданско-правовых последствий с моментом доставки соответствующего юридически значимого сообщения, применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Таким образом, согласно закону и договору момент наступления гражданско-правовых последствий может быть связан не с моментом доставки соответствующего юридически значимого сообщения, а, например, с моментом его направления адресату, с истечением определенного срока с момента получения такого сообщения (как в случае с уведомлениями сособственников), с совершением определенных действий и т.д. Кроме того, иное может быть не только прямо закреплено в законе или определено в договоре, но и может следовать из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Так, согласно редакции ст. 189 ГК РФ, вступающей в силу с 1 сентября 2013 года, лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Об отмене доверенности может быть сделана публикация в официальном издании, в котором публикуются сведения о банкротстве. В этом случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности по истечении месяца со дня указанной публикации, если они не были извещены об отмене доверенности ранее.
«Декрет» о земле
В проекте о внесении изменений в ГК РФ, связанном с реформированием гражданского законодательства, много и других интересных моментов.
Например, согласно абз. 2 п. 6 ст. 299.6 проектной редакции ГК РФ право постоянного землевладения может быть прекращено по инициативе собственника земельного участка в случае, когда лицо, имеющее право постоянного землевладения, не исполняет обязанность по улучшению земельного участка или допускает его ухудшение либо не вносит установленную плату за 2 года подряд. Право собственника земельного участка на прекращение по его инициативе права постоянного землевладения должно быть реализовано в определенном порядке.
Так, собственник земельного участка обязан направить лицу, имеющему право постоянного землевладения, уведомление о нарушении, содержащее требование об устранении соответствующего нарушения и срок для его устранения, который не может составлять менее 6 месяцев. В случае неустранения лицом, имеющим право постоянного землевладения, допущенного им нарушения в срок, установленный собственником земельного участка, собственник имеет право требовать прекращения права постоянного землевладения в судебном порядке. В указанном случае будет иметь значение момент, с которого начинает течь срок, предоставленный собственником земельного участка для устранения нарушений лицом, имеющим право постоянного землевладения, — этот срок начнет исчисляться с момента получения уведомления обладателем права постоянного землевладения.
Согласно п. 8 ст. 349 проектной редакции ГК РФ реализация заложенного имущества допускается не ранее месяца с момента получения залогодателем и должником уведомления залогодержателя, если иной срок не предусмотрен законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем.
В целом новые правила ст. 165.1 ГК РФ должны привнести больше ясности во взаимоотношения сторон в тех случаях, когда решения одних участников гражданского оборота могут повлиять на права и обязанности других участников.
Читайте еще:
Автор: А. Демкина