Секретарь судебного заседания — процессуальная фигура, которой в процессуальной литературе отводится весьма скромное место. В последние годы секретарю судебного заседания посвящен ряд статей процессуалистов в разных отраслях процессуального права: гражданского, арбитражного, уголовного.
В гражданской процессуальной теории место секретаря судебного заседания среди субъектов гражданского процесса определялось по-разному. Это зависело от отношения к правам и обязанностям субъектов процессуальных отношений, их задач, позиции законодателя и др.
Можно выделить несколько позиций процессуалистов относительно места секретаря судебного заседания в классификации субъектов гражданских процессуальных отношений.
Одни ученые относили секретаря судебного заседания к главному субъекту процессуальных отношений — суду как сложному составному субъекту. Так, М.С. Шакарян писала, что «права и обязанности суда первой инстанции и соответствующие им действия в совокупности состоят из прав, обязанностей и действий субъектов», к которым относится и секретарь судебного заседания <1>. Секретарь судебного заседания, по ее мнению, «субъект служебно-вспомогательного процессуального правоотношения, в котором другой стороной является суд. Никаких прав и обязанностей по отношению к лицам, участвующим в деле, и другим участникам процесса секретарь судебного заседания не имеет» <2>.
В.Н. Щеглов разделял субъекты гражданского судопроизводства на три группы. К первой группе он относил судебные органы и их должностных лиц <3>. Секретарь судебного заседания включался В.Н. Щегловым в круг должностных лиц суда <4>.
А.С. Грицанов также утверждал, что полномочия суда состоят из действий целого ряда субъектов, в том числе секретаря судебного заседания. Он писал, что «все должностные лица суда являются субъектами процесса с тем различием, что совершаемые ими процессуальные действия имеют неодинаковую направленность, преследуют разные цели» <5>.
Г.А. Жилин считает, что «специфическую группу субъектов гражданского судопроизводства составляют должностные лица суда — они совершают процессуальные действия, которые в совокупности с правоприменительными действиями суда порождают возникновение, изменение и прекращение гражданского процессуального правоотношения» <6>.
———————————
<1> Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 13.
<2> Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального отношения: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1972. С. 74.
<3> Щеглов В.Н. Субъекты судебного гражданского процесса. Томск, 1979. С. 41, 42.
<4> Там же. С. 48.
<5> Грицанов А.С. Секретарь судебного заседания как субъект гражданского процесса // Проблемы совершенствования гражданско-правового регулирования / Под ред. В.Ф. Воловича, Б.Л. Хаскельберга, В.Н. Щеглова. Томск, 1987. С. 281.
<6> Жилин Г.А. Суд первой инстанции в гражданском процессе. М.: Юрайт, 2001. С. 15.
Е.А. Трещева относит секретаря судебного заседания в арбитражном процессе к числу субъектов процессуального отношения, но не к участникам процесса <7>.
———————————
<7> Трещева Е.А. Правовое положение помощников судей и секретарей судебных заседаний в арбитражном процессе: современное правовое регулирование и реальность // Юридический аналитический журнал. 2006. N 1 (15). С. 121.
Д.М. Чечот вообще не относил секретаря судебного заседания к субъектам гражданского процессуального отношения. Он считал, что субъектами гражданского процессуального правоотношения являются лица, «которые, обладая процессуальными правами и обязанностями, могут вступать с судом в отношения, регулируемые нормами гражданского процессуального права. Исходя из этого свидетель, например, является субъектом процессуального правоотношения, в то время как секретарь судебного заседания субъектом процессуального правоотношения быть не может, так как связан с судом отношениями, которые не регулируются нормами процессуального права» <8>.
———————————
<8> Чечот Д.М. Участники гражданского процесса. М., 1960. С. 8.
Законодатель в Арбитражном процессуальном кодексе РФ отнес секретаря судебного заседания к лицам, содействующим осуществлению правосудия (ст. 54) <9>. Законодатель воспринял мнение процессуалистов, которое в последние десятилетия являлось преобладающим.
———————————
<9> Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30.
Нередко секретарь судебного заседания вообще не назывался в числе субъектов процессуальных отношений. Это не значит, что его не воспринимали как процессуальный субъект. Скорее секретаря судебного заседания ассоциировали с судом либо отводили ему не очень важную роль в процессе.
Действительно, в Гражданском процессуальном кодексе РФ <10> считанное количество статей упоминает секретаря судебного заседания. Тем не менее наличие процессуальных полномочий является доводом в пользу отнесения секретаря судебного заседания к субъектам гражданского процесса. Думается, что позиция законодателя о классификации субъектов процесса не закрыла дискуссию о месте секретаря судебного заседания в составе субъектов процесса.
———————————
<10> Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46.
Лица, содействующие осуществлению правосудия, к которым в последнее время относят секретаря судебного заседания, имеют присущие только им особенности, но также и общее.
Они не имеют юридической заинтересованности в деле.
Цель вызова лиц, содействующих осуществлению правосудия, в судебное заседание — получить от них помощь в исследовании доказательств. Тем или иным образом эксперт, специалист, переводчик, педагогический работник, свидетель способствуют восприятию судом и лицами, участвующими в деле, фактических обстоятельств дела.
Лицам, содействующим осуществлению правосудия, могут быть заданы вопросы судом и лицами, участвующими в деле. Некоторые лица, содействующие осуществлению правосудия, сами вправе задавать вопросы.
Процессуальные права и обязанности указанных лиц разъясняются в судебном заседании.
Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются расходы, понесенные в связи с участием в судебном заседании. Кроме того, этим субъектам в некоторых случаях выплачивается денежное вознаграждение или компенсация (ст. 95 ГПК РФ).
Последствия неявки лиц, содействующих в деле, специально регламентируются (ст. 168) ГПК РФ. Их неявка может послужить основанием для отложения судебного заседания. Неявка, признанная судом неуважительной, может повлечь за собой штрафные санкции.
Лица, содействующие осуществлению правосудия, вызываются в суд по правилам, установленным в главе ГПК о судебных извещениях и вызовах.
В протоколе судебного заседания отражаются сведения о явке свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; сведения о разъяснении им прав и обязанностей; показания свидетелей, разъяснение экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов (ст. 229 ГПК РФ).
Как мы видим, ни одно из указанных положений не относится к секретарю судебного заседания.
Лишь первый признак из указанных может вызвать вопросы. Секретарь судебного заседания не имеет юридического интереса. Однако наличие или отсутствие юридического интереса — это признак, характеризующий лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих осуществлению правосудия. Сторонники наиболее распространенной до недавнего времени классификации субъектов гражданских процессуальных отношений не связывали наличие (отсутствие) юридического интереса с главным субъектом процесса — судом.
Характеристика суда как субъекта процессуальных отношений обусловливалась его назначением и ролью. Суд осуществляет функцию государства, а именно функцию защиты прав и интересов субъектов права. Отводя суду особое место в процессе, процессуалисты полагали, что осуществление правосудия — достаточная характеристика для суда как субъекта процесса. Однако по отношению к суду также можно утверждать, что суд не обладает юридическим интересом. Поэтому отсутствие у секретаря судебного заседания юридической заинтересованности в деле может показывать на его принадлежность как к лицам, содействующим осуществлению правосудия, так и к суду.
Следует оценить роль и назначение секретаря судебного заседания в процессе.
Секретарь судебного заседания участвует в процессе на стадиях подготовки дела к судебному разбирательству, судебного разбирательства и после вынесения судебного решения. Секретарь судебного заседания в подготовительной части судебного заседания готовит сообщение о явке в суд участников процесса. Кроме того, он совершает действия, о которых в ГПК РФ не дается прямых указаний: отбирает подписку от лиц, содействующих осуществлению правосудия, о том, что они предупреждены об ответственности. В следующих частях судебного заседания — рассмотрении дела по существу и судебных прениях — фиксирует ход судебного процесса.
Общеизвестно, что не все полномочия секретаря в процессе отражены в ГПК РФ. Можно ли их в таком случае причислять к процессуальным полномочиям? ГПК РФ достаточно подробно описывает порядок совершения процессуальных действий, указывая на их суть, но наименование процессуального действия не всегда исчерпывающе объясняет способ его совершения. Причем, по общему правилу это относится к действиям суда.
Например, в ст. 184 ГПК РФ указывается, что при осмотре места происшествия «к протоколу прилагаются составленные или проверенные при осмотре планы, схемы, чертежи, расчеты, копии документов, сделанные во время осмотра видеозаписи, фотоснимки письменных и вещественных доказательств».
Законодатель не указывает в ГПК, кто делает копии документов и т.д. В ч. 1 ст. 230 ГПК РФ установлено, что протокол составляется в судебном заседании. В ч. 3 той же статьи указано, что протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания. Неясности такого рода относятся к организационным, техническим моментам деятельности суда. Действия секретаря судебного заседания сам законодатель и субъекты процесса воспринимают как действия суда.
Секретарь в судебном процессе не имеет цели содействовать изучению доказательств. Он оказывает помощь не в рассмотрении и разрешении дела, а в проведении заседания. Судья в процессе осуществляет две функции: осуществления защиты прав и интересов и организации процесса. Секретарь судебного заседания, в отличие от всех иных лиц, помогает выполнению организационной функции. Секретарь судебного заседания отличается по своему предназначению, цели и задачам от лиц, содействующих осуществлению правосудия.
Секретарь судебного заседания не подвергается допросу, не полномочен задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и лицам, содействующим осуществлению правосудия, в целях установления обстоятельств дела. Как уже указывалось, секретарь закрепляет ход процесса, опосредствует не содержательную, а формальную сторону процесса.
На секретаря не распространяются правила о вызове и последствиях неявки в суд, извещении, вознаграждении. Процессуальные полномочия секретаря одновременно являются его трудовыми функциями. Его подпись на протоколе судебного заседания является обязательной, как и подпись судьи.
Совокупность отличий характеристики секретаря от характеристики лиц, содействующих осуществлению правосудия, является достаточно обширной, чтобы не принимать ее во внимание. Полагаю, что секретарь судебного заседания не является лицом, содействующим осуществлению правосудия.
Автор: С.Н. Федулова