Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступил в силу 1 января 2013 года. Теперь кадастровая деятельность осуществляется в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Рассмотрим наиболее существенные изменения.
Документы
Изменения, связанные с вступлением в силу Закона N 221-ФЗ, коснулись прежде всего пакета документов (технического паспорта объекта недвижимости, технического плана, кадастрового паспорта), подготавливаемого для государственного кадастрового учета с последующей регистрацией прав на недвижимое имущество либо совершения с ним каких-либо сделок.
Технический паспорт по-прежнему подготавливает БТИ.
Технический план заменяет кадастровый паспорт, который до введения изменений выдавался БТИ.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные законом сведения об объекте недвижимости (п. 4 ст. 14 Закона N 221-ФЗ). Кадастровый паспорт на объекты капитального строительства выдает Кадастровая палата. В 2013 году часть полномочий организаций технического учета перешла к Кадастровой палате и кадастровым инженерам.
Кто осуществляет кадастровую деятельность
Кадастровую деятельность вправе осуществлять физлицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (п. 1 ст. 29 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровом инженере включаются в Государственный реестр кадастровых инженеров, который ведется органом кадастрового учета (ст. 30 Закона N 221-ФЗ). Инженеры могут осуществлять кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора.
Кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров (ст. 34 Закона N 221-ФЗ).
Но из любого правила есть исключения. Как указано в п. 3 ст. 44 Закона N 221-ФЗ, в период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года наряду с кадастровыми инженерами кадастровую деятельность вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. К соответствующим правоотношениям с участием таких организаций при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила Закона N 221-ФЗ, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.
С 1 января 2014 года организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации могут осуществлять кадастровую деятельность на общих основаниях с другими организациями, то есть если в их штате состоит не менее 2 аттестованных кадастровых инженеров (ст. 33 Закона N 221-ФЗ).
БТИ по-прежнему будут заниматься выдачей документов, подтверждающих право собственности на индивидуальные жилые дома и приватизированные квартиры, которое возникло до 31 января 1998 года. Кроме того, за БТИ остаются функции технической инвентаризации объектов, относящихся к жилищному фонду для целей учета жилищного фонда и выдачи технических паспортов на объекты жилищного фонда.
Имеют место недостатки
Целью нововведений в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности является создание единого кадастра недвижимости, автоматизация обмена информацией между Росреестром, Кадастровой палатой, кадастровыми инженерами и БТИ, не требующая участия собственников недвижимости.
На практике БТИ передают свою базу в Кадастровую палату, но там информация обрабатывается с большой задержкой (из-за несовместимости программ, неукомплектованности кадрами и т.д.). В результате в Государственном кадастре недвижимости нет сведений по многим ранее учтенным объектам. Возникают ситуации, когда заявитель не может получить сведения о запрашиваемом объекте.
Если в Кадастровую палату приходит запрос физического (юридического) лица, то заявителю выдается уведомление об отсутствии в реестре сведений о запрашиваемом объекте. Заявитель, получивший такое уведомление, вправе поставить объект недвижимости на кадастровый учет на основании оригинала технического паспорта, а если таковой отсутствует, то заказать изготовление технического паспорта и технического плана.
Что касается осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, а также подготовки технического плана на основании сведений техпаспорта на такие объекты с 1 января 2013 года, то здесь тоже существует неопределенность (письмо Минэкономразвития от 22.02.2013 N Д23и-449).
Услуги подорожали
С 1 января 2013 года положения Закона N 221-ФЗ в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вступили в силу также и в отношении платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости об объектах капитального строительства.
Стоимость кадастрового паспорта объекта капитального строительства определена приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343. К примеру, плата за 1 экземпляр кадастрового паспорта в бумажном варианте составляет 200 руб. для физического лица, 600 руб. — для юридического, в электронной форме — 150 руб. для физического и 300 руб. — для юридического лица.
В случаях, когда Росреестр предоставляет общедоступные сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, по запросам любых лиц, то плата взимается в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2012 N 717, который вступил в действие с 3 марта 2013 года.
Кстати, изготовление кадастрового паспорта также подорожало, поскольку необходимо оплатить услуги кадастрового инженера, использующего в работе дорогостоящее специальное оборудование и осуществляющего геодезическую привязку объектов к данным, уже зарегистрированным в кадастре.
Только при первичной постановке
Предоставление кадастрового паспорта на объект недвижимости с 1 января 2013 года требуется только при первичной постановке на государственный регистрационный учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (п. 11 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Таким образом, если произведена постановка объекта на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, то сведения о таком объекте недвижимого имущества уже имеются в государственном кадастре недвижимости и кадастровый паспорт не является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества.
Исключение составляет государственная регистрация аренды, поскольку п. 3 ст. 26 Закона N 122-ФЗ определено: в том случае, когда в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
Читайте еще:
Автор: Е. Семенова