Фирмы-однодневки по-прежнему представляют серьезную угрозу для бизнеса. Любой налогоплательщик может столкнуться с претензиями налоговых органов, основанных на связях с недобросовестным контрагентом. Нужно быть готовым к защите своих интересов.
Корень зла
В налоговом законодательстве такое понятие, как «фирмы-однодневки», не определено, хотя широко используется налоговыми органами, которые при проведении проверок предъявляют претензии не самим однодневкам, а их контрагентам, отказывая последним в получении вычетов по налогу на добавленную стоимость и в признании расходов для целей исчисления налога на прибыль. Так кто это такие — фирмы-однодневки?
ФНС России в письме от 11.02.2010 N 3-7-07/84 в ответ на обращение Российского союза промышленников и предпринимателей дала следующее определение: «Под фирмой-однодневкой в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.».
Как показывает практика, для фирм-однодневок характерен целый ряд признаков, а именно:
-
- наименование — широко используемое слово без привязки к месту нахождения, сфере деятельности и т.п.;
- налогоплательщик зарегистрирован в форме общества с ограниченной ответственностью (по причине самого простого способа регистрации такой формы);
- минимальный уставный капитал (для ООО — 10 тыс. руб.);
- дата регистрации ближайшая, так как такие организации регистрируются заинтересованными лицами под конкретные операции, осуществив которые фирмы-однодневки больше не используются;
- адрес регистрации — «массовый», то есть по нему зарегистрировано 10 и более налогоплательщиков;
- имущество отсутствует;
- должностные лица (учредитель, руководитель) — лица, не имеющие отношения к деятельности таких налогоплательщиков либо формально участвующие в их деятельности, в основном лица, носящие аморальный образ жизни, не имеющие места жительства, употребляющие алкоголь (наркотики), малообеспеченные слои населения и т.д.;
- налоги не уплачиваются либо уплачиваются минимальные платежи;
- отчетность не сдается либо сдается, но с нулевыми показателями.
Зачем они нужны?
Основная суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, не соответствует действительности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение расчетов через фирмы-однодневки является основным показателем недобросовестности налогоплательщика.
Когда налоговая выгода необоснованна
Налоговое законодательство РФ не содержит термин «недобросовестность налогоплательщика».
В арбитражной практике указанное понятие было введено после принятия Определения КС РФ от 25.07.2001 N 138-О, а в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» понятие «добросовестность налогоплательщика» в целях обеспечения единообразия судебной практики заменено на понятие «получение необоснованной налоговой выгоды». При этом термин «необоснованная налоговая выгода» налоговым законодательством РФ также не определен.
Пунктом 10 Постановления N 53 установлено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, осуществляемых преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Также необходимо учитывать, что обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Указанные доказательства базируются на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств по данным фактам.
Таким образом, каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами.
В настоящее время в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговыми органами выявляются многочисленные случаи, когда заявляемый к возмещению НДС, предъявленный контрагентом, реально им не уплачен в бюджет.
Что говорит суд?
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Такой вывод сделал КС РФ в Определении от 16.10.2003 N 329-О: налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В то же время в Постановлении N 53, изданном в целях обеспечения единообразия судебной практики, указано, что если между налогоплательщиком и фирмой-однодневкой имел место сговор или когда налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, то к налогоплательщику могут быть применены соответствующие санкции.
Достаточно часто налоговые органы вменяют налогоплательщикам отсутствие должной осмотрительности при осуществлении хозяйственных сделок с контрагентами. Так, отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ может повлечь отказ в вычете НДС. В этой связи многие организации проверяют реальность деятельности лиц, с которыми намерены осуществить сделки.
Действия налоговых органов по отказу в возмещении НДС в случаях доказательства ими отсутствия должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика в связях с контрагентами и представления документов, содержащих недостоверные сведения, являются правомерными, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (Постановления ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А40/15225-09, от 30.12.2009 N КА-А40/13429-09, от 22.12.2009 N КА-А40/13955-09, от 15.12.2009 N КА-А40/13244-09, от 09.12.2009 N КА-А41/13287-09, от 12.11.2009 N КА-А40/11705-09-2, от 26.01.2010 N КА-А40/15225-09; ФАС СЗО от 24.12.2009 по делу N А05-1004/2009, от 13.07.2009 по делу N А52-2867/2008, от 30.01.2009 по делу N А42-4759/2007; ФАС УО от 13.07.2009 N Ф09-1770/09-С3, от 25.06.2009 N Ф09-7444/08-С3, от 13.04.2009 N Ф09-1864/09-С3; ФАС ВВО от 18.01.2010 по делу N А11-3922/2009, от 18.11.2009 по делу N А11-5817/2008, от 19.10.2009 по делу N А28-14077/2008).
Действия добропорядочного налогоплательщика
Проверяя контрагента, налогоплательщик может обратиться к нему с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.
Хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении информации (ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). К такой информации относятся сведения:
-
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- из других официальных источников.
В случае обнаружения нарушений налогового законодательства отдельными налогоплательщиками и документального подтверждения данных нарушений ФНС России рекомендует незамедлительно направлять указанную информацию и документы в налоговые органы по месту учета соответствующих налогоплательщиков.
Полученная информация используется налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.
Для удобства налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru имеется сервис «Обратиться в ФНС России», с помощью которого любой налогоплательщик (физическое или юридическое лицо) может задать вопрос, сообщить какую-либо информацию в главное налоговое ведомство страны.
Действия ФНС России
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Критерий 12, утв. Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, — еще один шаг в борьбе ФНС с однодневками. Он содержит перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика.
Указанный перечень составлен по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики. При этом признаки ведения деятельности с налоговым риском оцениваются в совокупности и во взаимосвязи. И чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральная налоговая служба на постоянной основе ведет работу по предупреждению налогоплательщиков относительно работы в зоне финансового риска, в том числе от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности (фирмами-однодневками).
Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Автор: И. Апарышев