О нас Услуги Контакты
kmsud@yandex.ru +7 (495) 642-27-02
  • НовостиНедвижимость
  • Совет юристаНаши статьи
  • Вопрос юристуЮрист он-лайн
  • Статьи
    • Вселение, выселение, снос, предоставление жилья
    • Новостройки, инвестирование, долевое участие в строительстве
    • Владение и пользование жилым помещением
    • Строительство, ремонт, переустройство, перепланировка
    • Прочие жилищные вопросы
    • Нежилые помещения, коммерческая недвижимость
    • Судебные споры, арбитраж
    • Развод, имущество супругов, взыскание алиментов
    • Наследование, наследственные споры
    • Договорное право, сделки
    • Ипотека, кредиты, взыскание долгов
    • Земельное право
    • Юридическая пресса
    • Иные темы
  • Законодательство
    • Кодексы
    • Законы (ФЗ РФ)
    • Законы города Москвы
    • Конституция РФ
  • Судебные делаНаша практика

Уполномоченные по правам человека в механизме судебной защиты прав и свобод

Главная › Статьи › Судебные споры, арбитраж › Уполномоченные по правам человека в механизме судебной защиты прав и свобод
Прием клиентов юристом
23.11.2021
Суд
0

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен, народный защитник и др.) — региональный, национальный и наднациональный <1> орган, должностное лицо с особой компетенцией в сфере контроля за соблюдением прав и свобод человека, защиты личности от несправедливых действий (бездействия) публичной власти (далее — уполномоченный, уполномоченные).
———————————
<1> В частности, Договором о функционировании Европейского союза (ст. 228) предусмотрена должность Европейского омбудсмена.

Конституционный Суд РФ определяет Уполномоченного по правам человека как конституционный орган, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он не управомочен на вынесение государственно-властных решений, его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод <2>.
———————————
<2> См. Определения КС РФ от 21 декабря 2004 г. N 437-О, от 26 октября 2017 г. N 2481-О.

В связи с этим преждевременно относить Уполномоченного к субъектам, осуществляющим государственный надведомственный контроль, наряду с Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, федеральными органами исполнительной власти, судами <3>, поскольку осуществление государственного контроля предполагает наличие у контролирующего субъекта соответствующих властных полномочий <4>.
———————————
<3> См.: Федотова Ю.Г. Судебный контроль за реализацией прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 8. С. 17 — 22. DOI: 10.18572/1813-1247-2019-8-17-22.
<4> См., в частности: Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права. 2009. N 7. С. 23 — 31.

Зарубежная конституционная доктрина, наоборот, видит в институте омбудсмена некоторый противовес традиционной теории разделения властей, поскольку в своей «сильной» модели он выступает инструментом контроля не только за исполнительной властью, но и за судами, а также обладает правом ограниченного вмешательства в области законодательства. Данный институт рассматривается как развитие идей Ш. Монтескье о наличии определенных авторитетов, препятствующих основным ветвям власти выйти за свои границы. Считается, что учреждение омбудсмена — результат эволюции теории разделения властей и появления концепции, согласно которой гражданские свободы лучше защищены омбудсменом, чем властными органами из традиционной триады <5>.
———————————
<5> См.: The Swedish Ombudsman // University of Pennsylvania Law Review. 1961. Vol. 109. No. 8. P. 1077 — 1099.

Развитием этой концепции явился разработанный в 2002 г. в Польше проект «Международная хартия эффективного омбудсмена». По идее разработчиков, омбудсмен должен быть наделен правами на ознакомление с материалами судебных дел, судебное обжалование актов, действий органов публичной власти в социальных интересах, обжалование судебных решений, вынесенных по искам омбудсмена, обжалование решений компетентных органов в случае отказа в привлечении к ответственности, контроль за деятельностью судов в формах, учитывающих независимость судов и судей <6>.
———————————
<6> URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/mezhdunarodnaja-hartija-jeffektivnogo-ombudsmana (дата обращения: 03.07.2019).

Известно, что институт омбудсмена появился в 1809 г. в Швеции и до Первой мировой войны не имел аналогов. В 1919 г. этот институт был скопирован Финляндией, а во второй половине XX в. получил широкое распространение во всем мире. В начале текущего столетия омбудсмены работали в 120 странах, отмечается тенденция к расширению географии данного института и усилению его роли <7>.
———————————
<7> См.: Buck T., Kirkham R., Thompson B. The Ombudsman Enterprise and Administrative Justice. London, 2010. 308 p. URL: https://doi.org/10.4324/9781315555034.

В России учреждение института уполномоченных по правам человека формально связано с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., а затем Конституции Российской Федерации и обусловлено задачами построения демократического общества, либерализацией отношений личности и публичной власти, заимствованием опыта зарубежных стран <8>. Между тем зарубежные авторы еще в 1960-е гг. увидели аналогию института омбудсмена в должности Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик, в чью компетенцию входил так называемый общий надзор за законностью в деятельности органов государственного управления <9>. В современной России органы прокуратуры и уполномоченные по правам человека действуют параллельно, более того, наблюдается тенденция к структурированию института омбудсмена по территориальному (федеральный уполномоченный — уполномоченные в субъектах Российской Федерации) и отраслевому принципам (уполномоченные по правам ребенка, предпринимателей и т.д.). Обсуждается идея распространения института омбудсмена на муниципальный уровень, тем более что подобный опыт имеется в ряде зарубежных государств <10>. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (подп. «б» п. 4) перед Правительством поставлена задача формирования системы защиты прав пациентов. В свою очередь, с увеличением числа исков и претензий относительно качества медицинской помощи связано предложение о «коллективных» медицинских омбудсменах, наделенных функциями организационно-правовой защиты медицинских работников <11>.
———————————
<8> См.: Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 52 — 59.
<9> См.: Op. cit.
<10> См.: Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5. С. 72 — 82.
<11> См.: Матейкович Е.А. Защита интересов медицинских работников при рассмотрении вопросов о ненадлежащем оказании акушерско-гинекологической помощи (обзор литературы) // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. N 8-3 (62). С. 132 — 137. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.021.

Деятельность омбудсменов становится все более востребованной в гражданском обществе. Подсчитано, что за 20 лет (с 1998 по 2017 г.) к уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах поступило более одного миллиона обращений. Значительная часть из них (около трети) напрямую связана с деятельностью судов по рассмотрению уголовных дел, поскольку затрагивает вопросы справедливости приговоров и иных судебных решений, соблюдения права на защиту, обоснованности содержания под стражей и т.д. В сложившейся ситуации утверждается о дефиците компетенции омбудсменов в рамках существующих видов судопроизводства, особенно уголовного, и необходимости ее расширения <12>. Критерием эффективности работы уполномоченного предлагается признать «удовлетворяемость» его обращений правоприменительными органами, хотя этот формальный показатель отнюдь не отражает реальную ситуацию с восстановлением нарушенных прав и свобод <13>.
———————————
<12> См.: Москалькова Т.Н. Указ. соч.; также см.: Комкова Г.Н., Лукашова Н.Ф. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами и органами местного самоуправления // Омбудсмен. 2012. N 1. С. 53 — 58; Зражевская Т.Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. N 2. С. 12 — 16.
<13> См.: Куручинин Ю.С. О критериях эффективности деятельности регионального Уполномоченного по правам человека // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 22 — 24.

В связи с этим неизбежно встает вопрос о конкуренции между различными государственными органами, в компетенцию которых входит защита прав и свобод личности, в том числе между омбудсменами и судами, учитывая, что право на обращение в суд и право на справедливое судебное разбирательство относятся к числу фундаментальных и универсальных прав личности. Согласно одному из сложившихся подходов институт омбудсмена как способ внесудебного рассмотрения дел призван упростить и удешевить индивиду доступ к защите прав, осуществляемой от лица государства <14>.
———————————
<14> См.: Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. 2008. N 11. С. 40 — 44.

Однако большинство современных зарубежных авторов не склонны рассматривать институт омбудсмена как учреждение «дешевого правосудия», хотя и признают присущие ему экономическую эффективность, простоту составления и подачи жалоб, оперативность их рассмотрения. Предполагается, что в отличие от суда с его состязательностью сторон, обязанных самостоятельно добывать и представлять доказательства, «следственная» методология деятельности омбудсмена позволяет ему в современном цифровом, постиндустриальном обществе обеспечить «лучшую справедливость» при рассмотрении споров индивида с органом публичной власти <15>. Полномочия омбудсмена позволяют ему решать административные проблемы, которые не могут быть устранены ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью <16>.
———————————
<15> См.: Buck T., Kirkham R., Thompson B. Op. cit.
<16> См.: Craig P.P. Administrative Law. 6th ed. London, 2008. 1045 p.

При этом единого стандарта взаимоотношений между омбудсменом и судебной властью в настоящее время в мире не существует. Проанализировав законодательство 72 стран, мы выявили по крайней мере шесть моделей разграничения их компетенции в сфере защиты прав и свобод человека.

Первая модель условно названа нами «правило непересекающейся компетенции». Так, в соответствии с Законом Греческой Республики N 3094/2003 омбудсмен не должен рассматривать дела, находящиеся на рассмотрении в суде или ином судебном органе. Аналогичные нормы закреплены Договором о функционировании ЕС, в Боснии и Герцеговине, государствах Латинской Америки <17> и ряде других государств. На территории СНГ указанное правило императивно закреплено в Положении об Уполномоченном по правам человека, утвержденном Указом Президента Казахстана от 19 сентября 2002 г. N 947 (п. 18): «Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения… Конституционного Совета… судов Республики Казахстан». Таким образом, данная модель исключает вмешательство омбудсмена в прерогативы судебной власти по защите прав и свобод граждан.
———————————
<17> См., в частности: Uggla F. The Ombudsman in Latin America // Journal of Latin American Studies. 2004. Vol. 36. No. 3. P. 423 — 450.

Вторая модель — «дополняющей компетенции» не позволяет омбудсмену расследовать какие-либо жалобы по предмету, по которому ведется производство в суде, но предоставляет ему право продолжить расследование в отношении проблем, имеющих «общий интерес». Такие нормы действуют в Испании (ст. 17-2 Организационно-функционального регламента Народного защитника), на Мальте (п. 13(5) Закона XXI 1995 г. и последующие акты). В Австралии омбудсмен может подать заявление в федеральный суд только после письменного информирования министра (ст. 11A Закона об омбудсмене 1976 г. N 181).

Третья модель — «участие в конституционном судопроизводстве» характеризуется наделением омбудсмена широкими полномочиями в конституционном судебном процессе. Так, согласно ст. ст. 281, 283 Конституции, ст. ст. 20, 22 Статута Омбудсмена Португалии данное должностное лицо может ходатайствовать перед Конституционным судом о признании неконституционности нормативных актов, просить о вынесении решения о состоянии неконституционности в силу законодательного упущения. В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 31 июля 2002 г. «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» (ст. 8) Акыйкатчы имеет право обращаться в Конституционную палату Верховного суда с представлением о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Аналогичные нормы присутствуют в законодательстве Румынии, Испании и ряда других стран.

Четвертая модель — «ограниченных юрисдикции и контроля» — допускает непосредственное разрешение омбудсменом вопросов, традиционно относящихся к прерогативам судебной власти или органов судейского сообщества, но в ограниченных рамках. Так, в Люксембурге медиатор может предъявить требование о выполнении судебного решения к организации (ст. 3(1) Закона от 22 августа 2003 г.). В Германии, особенностью которой является организация деятельности службы гражданских уполномоченных (Buergerbeauftragter) только на региональном уровне, законы отдельных земель позволяют такому должностному лицу подать жалобу на судью в случае затягивания судебного разбирательства <18>. Схожие правила действуют в Австрии, Черногории и некоторых других странах. В Чехии защитник прав наделен полномочиями по возбуждению разбирательства в отношении судей и участию в таком разбирательстве (ст. 1(10) Закона 1999 г. N 349).
———————————
<18> См.: Середа М.Ю. Институт омбудсмена в Федеративной Республике Германия // Омбудсмен. 2013. N 2. С. 41 — 46.

Пятая модель — «полноценное участие омбудсмена в судопроизводстве» предполагает наделение уполномоченного всеми правами стороны в судебном разбирательстве, включая конституционное судопроизводство. Так, по Конституции Болгарии (ст. 150) омбудсмен наделен правом обращения в Конституционный суд с исками о неконституционности законов, нарушающих права и свободы граждан. Он также может участвовать в разбирательстве в ином суде, если сочтет это необходимым, обжаловать судебные решения. Аналогичные идеи реализованы в Модельном законе о статусе уполномоченного по правам человека, принятом в г. Санкт-Петербурге 4 декабря 2004 г. Постановлением 24-7 на 24-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. В Польше уполномоченный по правам человека наделен также правами требовать возбуждения дела по гражданским делам и участвовать в любом продолжающемся разбирательстве с правами прокурора, подавать жалобы на решения в административный суд и участвовать в таком производстве с правами прокурора, подавать кассационную или внеочередную апелляционную жалобу против каждого вступившего в законную силу приговора, просить Верховный суд о разъяснениях по вопросам единообразного применения законов (ст. ст. 14, 15 Закона от 15 июля 1987 г.).

Наконец, шестая модель — «полноценной юрисдикции по жалобам и жесткого контроля за деятельностью судов» характерна для стран, обладающих историческим приоритетом в возникновении и развитии института омбудсмена, — Швеции и Финляндии. Широкая юрисдикция обусловливает функционирование в этих странах нескольких уполномоченных: канцлер юстиции и парламентский омбудсмен в Финляндии (ст. 108 Конституции); главный парламентский омбудсмен и три парламентских омбудсмена в Швеции (гл. 13, ст. 6 Акта о форме правления). По сути, омбудсмен в этих странах (особенно в Швеции) стоит над судами, поскольку наделен надзорными полномочиями, правом решения вопроса о привлечении судьи к уголовной ответственности, может участвовать в судебном разбирательстве по вопросам дисциплинарной ответственности должностных лиц, если должностное лицо привлечено к такой ответственности по инициативе омбудсмена.

Отечественная конституционная модель компетенции федерального уполномоченного как должностного лица, не наделенного государственно-властными прерогативами, характеризуется сочетанием элементов первой, третьей и частично пятой моделей: он не подменяет судебные органы, но обладает как правом обращаться в Конституционный Суд РФ, так и правом инициировать резервные способы обеспечения правосудности вступивших в законную силу судебных решений <19>. Кроме того, отечественное законодательство позволяет Уполномоченному по правам человека по результатам рассмотрения жалобы обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа, организации, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах (п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
———————————
<19> Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 17 июля 2002 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР, ст. 41 УК РСФСР и ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т.е. окончательных, судебных решений и новое рассмотрение дела является дополнительным способом обеспечения их правосудности, который, имея резервное значение, используется именно тогда, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты. Вступление в гражданский, уголовный, административный процесс на резервных стадиях полностью согласуется с конституционными функциями уполномоченного, чья деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (ст. 3, ч. 1 ст. 16, п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Таким образом, процессуальные права уполномоченного остаются в целом производными от прав защищаемого им лица, однако право на обращение с административным иском в защиту неопределенного круга лиц фактически наделяет его самостоятельной процессуальной компетенцией, хотя и в рамках только одного вида судопроизводства.

В период с 1999 по 2016 г. Конституционным Судом РФ было вынесено 43 решения по жалобам Уполномоченного по правам человека, в том числе 9 постановлений и 34 определения. В частности, по жалобе уполномоченного Конституционный Суд высказался о недопустимости уведомительного порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые не требуют принятия мер по обеспечению общественного порядка и безопасности (Постановление КС РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П), о праве некоммерческих организаций — иностранных агентов свободно получать имущество от иностранных и российских источников и использовать его в целях политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников (Постановление КС РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П), о предоставлении возможности сельским поселениям самостоятельно выбрать избирательную систему, кроме сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов (Постановление КС РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П).

С 2016 г. федеральным уполномоченным значительное внимание уделялось рассмотрению обращений по вопросам реализации уголовно-процессуального законодательства, стабильно составляющих самую большую часть поступающей почты. Так, в 2016 г. поступило 13 366 таких обращений (31,4% от всех поступивших), в 2017 г. — 12 779 (30,5%), в 2018 г. — 11 191 (28,9%).

Преобладающими в структуре этих обращений являются просьбы о пересмотре приговоров и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Значительно выросло число жалоб на действия следователей и дознавателей в связи с осуществлением уголовного преследования: в 2018 г. увеличение по сравнению с 2017 г. на 32%, по сравнению с 2016 г. — на 36%. Даже единичные факты отмены приговоров и прекращения уголовных дел по инициативе уполномоченного (в 2018 г. — пять таких случаев) свидетельствуют об эффективности его деятельности в данной сфере.

Анализируя ситуацию с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, федеральный уполномоченный обратил внимание на нерешенность системных проблем, сложившихся в рамках уголовно-процессуальных отношений, в том числе на ослабление полномочий прокурора по отношению к предварительному следствию, неэффективность стадии возбуждения уголовного дела, несовершенные критерии оценки деятельности следователей и дознавателей, отсутствие до 2019 г. в судах общей юрисдикции кассационной инстанции межрегионального характера <20>.
———————————
<20> См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. URL: http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf (дата обращения: 15.07.2019).

Отчасти указанные проблемы решены законодателем по инициативе Верховного Суда РФ благодаря созданию кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Тем самым в отечественной судебной системе реализован принцип «один суд — одна инстанция», исключена ситуация, когда вынесенное судьей решение, в том числе по такому серьезному вопросу, как продление срока содержания под стражей свыше 12 месяцев (ч. 3 ст. 109 УПК РФ), проверяется судьями того же суда. Кроме того, созданные судебные кассационные и апелляционные округа охватывают территории нескольких субъектов РФ, что в значительной мере исключает оказание влияния на отправление правосудия со стороны должностных лиц регионального уровня <21>.
———————————
<21> Подробнее см.: Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть I) // Журнал российского права. 2018. N 10. С. 134 — 146.

Процессуальная компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ значительно скромнее. По сути, она ограничена конституционным (в региональных конституционных и уставных судах) и административным судопроизводством (ст. 40 Кодекса административного судопроизводства РФ). Гражданское и уголовное процессуальное законодательство, находящееся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), какими-либо полномочиями данных должностных лиц не наделяет, поэтому они не могут непосредственно обращаться в суд и обжаловать его решения даже в том случае, если такая возможность предоставлена им законом субъекта Федерации <22>. Однако федеральный закон не препятствует им быть представителем гражданина в суде (ст. ст. 48, 51 ГПК РФ), а также защитником, допущенным судом к участию в деле наряду с адвокатом (ч. 2 ст. 49 УПК РФ), представителем потерпевшего, гражданского истца (ч. 1 ст. 45 УПК РФ), гражданского ответчика (ч. 1 ст. 55 УПК РФ), если об этом ходатайствует соответствующий участник процесса.
———————————
<22> См. разъяснения Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г. «Ответы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на вопросы судов по применению норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

С учетом такого федерального регулирования в законодательстве отдельных субъектов РФ (Курганская и Магаданская области, Еврейская автономная область и др.) вообще не нормируются отношения уполномоченных с органами судебной власти. Ряд субъектов РФ (Тамбовская область) ограничиваются констатацией федеральных норм. В Новосибирской области установлен прямой запрет на вмешательство уполномоченного в уголовно-процессуальную, судебную деятельность.

Однако большинство субъектов Российской Федерации все же устанавливает специфические формы взаимодействия уполномоченных и судов, усиливая тем самым гарантии защиты прав и свобод личности:

  1. право инициировать обращение в суд компетентного органа (прежде всего прокуратуры) (республики Татарстан и Крым, Чеченская Республика, Камчатский край, Самарская, Томская и Ярославская области, г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и др. — всего 27 субъектов РФ);
  2. представление ежегодных и (или) специальных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Московская, Омская и Саратовская области, г. Севастополь, Чукотский автономный округ и др. — всего 44 субъекта РФ);
  3. разъяснение заявителю порядка обжалования судебного решения при возвращении жалобы на данное судебное решение (Алтайский край, Тверская и Ульяновская области);
  4. обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ с запросом о соответствии конституции (уставу) законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан (республики Коми и Северная Осетия — Алания, Пермский край, Кемеровская и Свердловская области и др. — всего 11 субъектов РФ);
  5. обращение к федеральному уполномоченному с предложением об обжаловании судебного акта (Хабаровский край, Тюменская область);
  6. возможность заключения соглашения о сотрудничестве с областным судом (Иркутская область);
  7. выступление по доверенности в суде в защиту прав представителей коренных малочисленных народов (Красноярский край).

Включение отдельных норм в законы субъектов РФ вызывает серьезные сомнения с точки зрения их соответствия федеральному законодательству. Так, Конституционным законом Республики Тыва «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» (п. 5 ч. 1 ст. 27) закреплено право уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, хотя Конституционный Суд России однозначно высказался об отсутствии права на обращение в свой адрес со стороны региональных уполномоченных (Определение КС РФ от 20 декабря 2005 г. N 474-О).

В ряде субъектов РФ закрепляется право граждан на обжалование в суд действий уполномоченных (республики Адыгея и Марий Эл, Волгоградская и Смоленская области и др.), в том числе право обжаловать отказ уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению (Ненецкий автономный округ). Между тем в судебной практике сложилась правовая позиция, согласно которой обращение заявителя к уполномоченному не имеет самостоятельного основания и предмета иска, уполномоченный и его аппарат не наделены правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, а потому отказ уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению не может нарушить права граждан либо создать препятствие в их реализации <23>.
———————————
<23> См. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012 г.

Отдельные субъекты РФ (Карачаево-Черкесская и Чувашская республики, Ставропольский край, Амурская и Тюменская области) дублируют в своих законах положение п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», наделяя регионального уполномоченного правом обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, и тем самым произвольно дополняют круг субъектов кассационного, надзорного обжалования, устанавливаемый федеральным законом.

Практика деятельности региональных уполномоченных включает и иные формы взаимодействия: обмен информацией, участие уполномоченного в заседаниях конституционного (уставного) суда независимо от того, является ли он субъектом обращения по конкретному делу, проведение совместных научно-практических конференций и т.д. <24>.
———————————
<24> См.: Цалиев А.М. Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 9 — 12.

Как отмечается региональными уполномоченными, лидирующее место в общем количестве поступающих к ним обращений занимают жалобы осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе на вынесенные в их отношении судебные решения. Не имея самостоятельных процессуальных полномочий на обжалование приговоров, иных судебных постановлений по уголовным делам, уполномоченные в субъектах РФ активно способствуют улучшению условий содержания в исправительных учреждениях, решению вопросов оказания осужденным медицинской помощи <25>, соблюдению иных социально-экономических прав, чем в значительной мере ослабляют нагрузку на судебную систему, предотвращая возможный конфликт или его усугубление и, как следствие, устраняя необходимость участия судов в разрешении потенциального спора.
———————————
<25> См.: Бойцев А.А. Гуманизация в уголовном праве и процессе: мнение Уполномоченного по правам человека в Новгородской области // Новгородский судебный вестник. 2019. N 1 (25). С. 26 — 27; Доклад Уполномоченного по правам человека в г. Москве «О деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2017 году».

Конституционными (уставными) судами субъектов РФ могут формулироваться правовые позиции по вопросам статуса, наделения полномочиями и их прекращения, компетенции региональных уполномоченных. Рассмотрение соответствующих вопросов может быть инициировано как уполномоченным, так и гражданами, действующими в публичных интересах.

Так, Уставным судом Санкт-Петербурга сформулированы позиции, согласно которым отношения, связанные с освобождением от должности уполномоченного, по своему характеру не предполагают их обязательного регулирования Уставом Санкт-Петербурга, статус городского Законодательного собрания не препятствует ему освобождать уполномоченного от должности. При этом основания и порядок такого освобождения должны быть четкими, ясными, недвусмысленными, исключать произвольность принятия решения, гарантировать независимость и неподотчетность уполномоченного государственным органам, лицам, замещающим государственные должности, органам и должностным лицам местного самоуправления в Санкт-Петербурге <26>. Этим же Уставным судом устранено препятствие для обращения к уполномоченному с жалобами по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных органами и должностными лицами местного самоуправления, в виде обязательного предварительного обращения заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга <27>. Уставный суд Калининградской области отказался вмешиваться в полномочия областной Думы по установлению компетенции уполномоченного (заявитель просил дополнить ее правом уполномоченного инициировать судебные разбирательства <28>).
———————————
<26> См. Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2010 г. N 010/10-П.
<27> См. Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2012 г. N 001/12-П.
<28> См. Постановление Уставного суда Калининградской области от 27 сентября 2019 г. N 8-П.

Однако в литературе высказываются предложения о расширении процессуальной правосубъектности отечественных уполномоченных по правам человека: о наделении полномочиями непосредственно обращаться суд в рамках любого вида судопроизводства (в том числе гражданского и уголовного) и закреплении соответствующих норм в актах федерального процессуального законодательства, о предоставлении права ознакомления с материалами дела на любой стадии, о постоянном участии (лично либо через представителей) в судебных заседаниях по делам об оспаривании нормативных правовых актов, об обеспечении постоянного представительства уполномоченных в конституционных (уставных) судах <29>.
———————————
<29> См.: Москалькова Т.Н. Указ. соч.

Вместе с тем правозащитный потенциал национальных омбудсменов должен реализовываться строго в рамках положений ст. 18 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются прежде всего правосудием и с учетом приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда о недопустимости подмены компетенции судов, имеющих собственное ценностное назначение в механизме защиты прав и свобод.

Основу демократического, правового государства составляет принцип верховенства права, которое обеспечивается в первую очередь судебной властью, способной принуждать к его соблюдению любых субъектов общественных отношений <30>. Отсюда право на судебную защиту носит абсолютный характер и не подлежит каким-либо ограничениям <31>.
———————————
<30> См.: Момотов В.В. Уважение к суду как правовая категория: реальность и перспективы в России // Судья. 2019. N 4. С. 8 — 15.
<31> См.: Хабриева Т.Я., Лазарев В.В., Габов А.В. и др. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М., 2017. 432 с.

Поэтому модель взаимодействия уполномоченных по правам человека и судебной власти, сформированная в современной России, является оптимальной с учетом ее конституционного развития, системы органов государственной власти, статуса Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, исторически сложившейся роли прокуратуры.

Вместе с тем следует шире использовать институт уполномоченных в механизме досудебного разрешения споров <32>. Нуждается в глубоком обобщении колоссальный поток жалоб к федеральному уполномоченному по вопросам соблюдения уголовного и уголовно-процессуального законов при рассмотрении уголовных дел и материалов, необходимо обсуждение этих результатов с участием судов и прокуратуры. Можно рассмотреть вопрос о более широком взаимодействии уполномоченных с органами судейского сообщества.
———————————
<32> В частности, в литературе высказано предложение о наделении аппаратов уполномоченных по правам человека функциями семейных медиаторов, в том числе в такой специфичной, эмоционально напряженной сфере семейных отношений, как расторжение брака и связанных с ним вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних детей, разрешения имущественных споров (см.: Трофимец И.А. Медиация и расторжение брака // Российский судья. 2014. N 10. С. 17 — 19).

Эти и, возможно, другие меры, не посягая на самостоятельность судебной власти, позволят сделать взаимодействие уполномоченных и судов более эффективным и в полной мере реализовать потенциал органов государства в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина.

Библиографический список

Buck T., Kirkham R., Thompson B. The Ombudsman Enterprise and Administrative Justice. London, 2010. URL: https://doi.org/10.4324/9781315555034.
Craig P.P. Administrative Law, 6th ed. London, 2008.
The Swedish Ombudsman // University of Pennsylvania Law Review. 1961. Vol. 109. No. 8.
Uggla F. The Ombudsman in Latin America // Journal of Latin American Studies. 2004. Vol. 36. No. 3.
Бойцев А.А. Гуманизация в уголовном праве и процессе: мнение Уполномоченного по правам человека в Новгородской области // Новгородский судебный вестник. 2019. N 1 (25).
Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. 2008. N 11.
Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права. 2009. N 7.
Зражевская Т.Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. N 2.
Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5.
Комкова Г.Н., Лукашова Н.Ф. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами и органами местного самоуправления // Омбудсмен. 2012. N 1.
Куручинин Ю.С. О критериях эффективности деятельности регионального Уполномоченного по правам человека // Российская юстиция. 2016. N 10.
Матейкович Е.А. Защита интересов медицинских работников при рассмотрении вопросов о ненадлежащем оказании акушерско-гинекологической помощи (обзор литературы) // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. N 8-3(62). URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.021.
Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть I) // Журнал российского права. 2018. N 10.
Момотов В.В. Уважение к суду как правовая категория: реальность и перспективы в России // Судья. 2019. N 4.
Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. N 12.
Середа М.Ю. Институт омбудсмена в Федеративной Республике Германия // Омбудсмен. 2013. N 2.
Трофимец И.А. Медиация и расторжение брака // Российский судья. 2014. N 10.
Федотова Ю.Г. Судебный контроль за реализацией прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 8. DOI: 10.18572/1813-1247-2019-8-17-22.
Хабриева Т.Я., Лазарев В.В., Габов А.В. и др. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М., 2017.
Цалиев А.М. Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4.

Авторы: М.С. Матейкович, И.С. Романчук


ПРЕДЛАГАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Запись на юридическую консультацию: +7 (495) 642-27-02

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости недвижимости

Дачный поселок

Кассационный суд встал на сторону жителей поселка против строительства магазина

13.06.2025
Ввод в эксплуатацию

Застройщик сдал квартиру с недоделками? Верховный суд объяснил, можно ли взыскать с него компенсацию

06.06.2025
Аварийный дом

Конституционный суд изучил вопрос принудительного переселения из аварийного жилья

30.05.2025
Еще новости

Совет юриста

Передача документов

Отмена дарения

20.09.2022
Передача ключей по акту приема-передачи

Акт приема-передачи жилого помещения

01.02.2021
Подтверждение передачи денег

Задаток, аванс и предварительная оплата по договору

30.04.2020
Еще советы

Судебная практика

Вскрытие двери в квартиру судебными приставами

Защита прав собственника жилого помещения

16.01.2023
Судья

Исчисление сроков исковой давности при признании договоров купли-продажи недействительными

13.01.2022
Коттеджный поселок зимой

Собственник коттеджа обязан платить за содержание коттеджа и общего имущества в коттеджном поселке лишь при наличии ряда условий

24.01.2021
Еще статьи

Свежие записи

  • Кассационный суд встал на сторону жителей поселка против строительства магазина
  • Застройщик сдал квартиру с недоделками? Верховный суд объяснил, можно ли взыскать с него компенсацию
  • Конституционный суд изучил вопрос принудительного переселения из аварийного жилья
  • Как квартира, купленная в ипотеку, делится при разводе
  • В каком случае банки могут передать долги клиентов коллекторам? Разъясняет Верховный суд

Теги

Арбитражные споры Аренда Арест Банк Банкрот Бизнес ВАС РФ ВС РФ Вексель Выселение Дарение Договор Долг Дольщик Доля Дом ЖСК Жильё Завещание Займ Залог Земля Имущество Ипотека Иск Исполнительное производство Квартира Комната Кредит Мошенничество Найм Налоги Наследство Недвижимость Нежилое помещение Незавершенное строительство Неустойка Оказание услуг Перепланировка Подряд Пользование жилым помещением Потребитель Право собственности Предоставление жилья Приобретение жилья Пристав Раздел имущества Регистрация договора Рента Риелтор Родственники Самовольная постройка Сделка Снос Соседи Страхование Суд Судья Супруги ТСЖ Ущерб Член семьи Экспертиза Юрист

Свежие комментарии

  • Та Верховный суд России? А куда делся, Верховный суд ...
  • Егоров Константин Михайлович Здравствуйте. Жильцу квартиру нужно подождать исте...
  • Екатерина Подскажите, есть ли вероятность решения суда в пол...
  • Егоров Константин Михайлович Здравствуйте. В этом случае проблема решается в су...
  • Наталья Здравствуйте. А если застройщик акт подписал, но н...
  Телефон: +7 (495) 642-27-02   Адрес: г.Москва, ул.Отрадная, дом 1   Почта: kmsud@yandex.ru
Создание и поддержка сайта proSite
Метрика