В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрен альтернативный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по выбору заявителя: в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Можно отметить, что в разных регионах страны складывается разная судебная практика по обжалованию результатов кадастровой стоимости.
Судебная позиция в Центральном округе
Судебные инстанции с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, обращают внимание при вынесении решения на то, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, в связи с чем такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Судебная позиция в Дальневосточном округе
В соответствии с рекомендациями Научно-консультативного совета при ФАС ДО (утв. Научно-консультативным советом при Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа 05.12.2013) права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Судебная позиция в Северо-Кавказском округе
С учетом того что положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривают возможность определения кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, установленном нормативными актами, но и исходя из его рыночной стоимости. При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка, законность нормативного акта субъекта Российской Федерации о ее утверждении, правомерность действий органов кадастровой оценки и кадастрового учета предметом оспаривания по данной категории дел не являются (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11). Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика.
Судебная позиция в Уральском округе
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра является заинтересованным лицом по делам об оспаривании принятых ею решений и подлежит привлечению к участию в деле наряду с территориальным органом Росреестра, при котором она создана, поскольку названная комиссия в силу ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений порядка создания и работы комиссии (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263) представляет собой постоянно действующую структуру при территориальном органе Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации, наделена полномочиями по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости и результатом ее деятельности является решение, которое может быть обжаловано в арбитражном суде. Правовые подходы, применяемые ФАС УО при рассмотрении споров, связанных с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (утв. Президиумом ФАС УО 17.03.2014).
Судебная позиция в Восточно-Сибирском округе
Руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, суды, удовлетворяя требования об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, соответствующем его рыночной стоимости, обязывают внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (Постановление ФАС ВСО от 13.08.2013 по делу N А33-18179/2012).
Читайте еще:
Автор: М. Пономарева