Экономколлегия поставила точку в деле о начале течения срока исковой давности в споре об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
ИП Ваган Алексанян обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) имени Маркса (дело № А43-9291/2022). В 2021 году предприниматель потребовал вернуть из незаконного владения принадлежащий ему ЗИЛ, который он сам передал колхозу в 2013 году. Но имущество так и не получил.
Судьи отказали Алексаняну в иске. Они посчитали срок исковой давности с 2013 года, то есть с момента, когда лицо узнало или должно было узнать, что имущество выбыло из его владения. Апелляция удовлетворила иск: 1-й ААС посчитал срок исковой давности с момента востребования вещи в 2021 году. Кассация отменила решение нижестоящего суда и «засилила» позицию первой инстанции.
Предприниматель обратился с жалобой в Верховный суд, который отменил постановление окружного суда. Нарушение прав истца обусловлено не утратой владения вещью, а отказом ответчика добровольно вернуть вещь, подчеркнули судьи экономколлегии. Соответственно, срок давности по требованиям Алексаняна нужно было считать так, как это сделал апелляционный суд.